Дели - Джайпур - Агра - Орчха - Гвалиор - Дели

Наши партнеры – принимающая компания «SenKay Travel» - не новички среди DMC Индии. Руководителя и совладельца компании – Анила знают и уважают как топ-менеджеры отелей высокого класса, так и многие компании Непала, Шри Ланки – в этом мы убедились на нескольких международных выставках.
Маршрут рекламного тура был обусловлен несколькими факторами. Нам необходимо было посмотреть именно те отели, в которых будут останавливаться чуть позже наши туристы, проверить логистику перемещений между городами, выбрать среди вариантов дополнительных экскурсий самые интересные.

День 1. Перелет
Для вылетов по нашим программам мы решили рекомендовать не ночной, а дневной перелет в Дели, чтобы туристы успевали отдохнуть перед первым весьма насыщенным экскурсионным днем. Итак, перелет в Дели у нас был прямым рейсом Аэрофлота из Москвы, Шереметьево. Вылет в 16 ч дня, прилет в Дели – в 23:50, в полете 6 часов. Багаж – 2 места по 23 кг, кормили 2 раза, в целом все хорошо, без нареканий.
По прилету проходим паспортный контроль в зависимости от имеющейся визы. Если виза электронная, то нужно занимать очередь в окошко с надписью e-visa в самом конце зала. Там берут отпечатки пальцев и этот процесс занимает некоторое время. Если виза обычная, то занимаем очередь в остальные окна для иностранных граждан.

В зал прилета местные не допускаются (это касается не только аэропорта Дели, но и других индийских аэропортов), поэтому встречающие всегда ожидают на улице, за металлическим ограждением-поручнем. Быстро находим нашего гида, загружаемся в автобус и едем в отель отдыхать.
Дели – огромный город, а пробки и хаотичная езда автомобилей, мотороллеров, вело- и авторикш здесь в порядке вещей. В том числе и поэтому трансфер от аэропорта занял около одного часа езды. Наконец, наша группа размещается в отеле Piccadily 5* на отдых. Это экономичная пятерка, обладающая всем необходимым, чтобы как следует отдохнуть после экскурсий по шумному городу – просторные номера с удобными кроватями, разнообразные завтраки с европейскими блюдами помимо индийских, большой бассейн на крыше, откуда открывается панорамный вид на город. Неподалеку расположена станция метро, но по правде выйти из отеля особенно некуда. Чуть правее отеля есть несколько небольших магазинов и небольшой стихийный фруктовый рынок.

День 2. Дели.
Утром завтрак шведский стол, после которого мы отправляемся на обзорную экскурсию по городу. Экскурсии как правило начинаются рано – не позднее 8.30 часов утра, пока еще не началась жара. Завтрак в отеле накрывают с 06.30, то есть времени достаточно и для завтрака, и для утреннего заплыва в бассейне.

Экскурсия начинается с посещения мечети Джама Масджид – это самая большая мечеть Индии, внутренний двор которой способен вместить около 25 тысяч человек! Находится в старом центре, в окружении многочисленных уличных лавок. Нас ждет пешая прогулка по узким улочкам старого города, через шумные звуки базара и пряные запахи, в хитросплетениях уличных проводов запросто можно встретить обезьянку. (На фото на столбе справа)

Экзотика начинается! Через 30-40 минут прогулки мы оказываемся у другой достопримечательности – Красного форта – огромной крепости из песчаника.

Далее нас ждет визит в сикскую гурудвару Бангла Сахиб из белоснежного камня.

Здесь мы узнаем о культуре сикхов и даже побываем в бесплатной храмовой столовой, куда ежедневно за обедом приходят тысячи нуждающихся. При желании вы можете поучаствовать в приготовлении еды на огромной кухне или понаблюдать как готовят другие. Внимание ! Разуваться и покрывать голову (женщинам) обязательно.

После обеда нас ждет автобусная экскурсия по Нью-Дели – по дорогим кварталам в колониальном стиле, мимо Президентского дворца и далее через площадь Победы до монументальных ворот Индии с остановками для фото.

Завершает день посещение минарета Кутуб Минар. Посещение этого места оставило самый серьезный отпечаток в этот день - здесь тихо и спокойно, можно посидеть на скамейке, в лучах заходящего солнца созерцать древние постройки (Кутб Минар объединяет целый комплекс религиозных зданий) и покормить бурундуков, которых там на территории много. Одна из самых больших загадок древностей – железный столб также расположен на территории комплекса. Эта колонна не ржавеет, так как в ее составе практически отсутствуют примеси. Колонна была воздвигнута в 415 г. в честь царя Чандрагупты II, скончавшегося в 413 г. Первоначально она находилась на западе страны в храмовом комплексе Вишну в городе Матхура. Колонна была увенчана изображением священной птицы Гаруды и стояла перед храмом. В 1050 г. царь Ананг Пола перевез её в Дели. Ее возраст более 1600 лет и в то время она не могла быть изготовлена физически и тем не менее существует.

День 3. Дели – Джайпур, 265 км, в пути 5,5 часов.
Утром после прекрасного завтрака нас ждал переезд в штат Раджастан, город Джайпур. Это был самый утомительный и длительный из переездов, дальше было гораздо легче. Мы разместились в отеле Lemon Tree Premier Jaipur 4* и после небольшого отдыха отправились на вечернюю экскурсию, которая совмещала обзорную по городу с посещением знаменитого базара в Джайпуре.
Центр старого Джайпура очень интересен. По приказу раджи-основателя города, центр строился из красного кирпича, либо дома окрашивались в глубокий красный цвет. Поэтому второе его название – Розовый город. Мы немного погуляли, послушали интересный рассказ нашего опытного экскурсовода, покатались на велорикшах. Особенное впечатление своей самобытной архитектурой произвел дворец ветров Хава-Махал (на фото ниже). Этот дворец был специально построен как гарем для жен раджи. Каждое окно было предназначено для конкретной жены.

Наша программа была построена таким образом, что обеды и ужины у нас были в разных отелях, которые мы также предлагаем в своих программах для наших туристов. В этот вечер ужин у нас был в Clarks Amer 5*:

Городской отель с удачным месторасположением, прекрасной кухней. Особенно нам понравилось то, что в отеле на крыше есть открытый бар-ресторан, довольно популярный не только среди постояльцев, но и жителей города. Обычно городские отели слишком тихие и скучные.

День 4. Джайпур.
В этот день мы посетили Форт Амбер и некоторые другие достопримечательности. Ранним утром мы остановились на смотровой площадке, откуда открывается вид на форт. Это действительно грандиозное зрелище. Собственно форт – желтый комплекс на горе, к которому ведет извилистая дорога, по которой мы поднимались на слонах так же, как и многие туристы. Буро-красная стена левее – также часть старого форта, но туда туристов не пускают.

Площадка для слонов. Левее вход в нижний парк, который видно на предыдущем фото.

Вид на центральную внутреннюю часть форта:

Панорама, открывающаяся сверху. Впереди видно длинную высокую крепостную стену, которая защищала городок с жителями внутри.

Это была одна из интереснейших красивых и видовых экскурсий в Индии. Форт Амбер – действительно достоин уважения и восхищения. Но все заканчивается и после спуска вниз на джипах к нашему автобусу (здесь можно покататься не только на слонах), мы отправились на обед в отель Le Meridien Jaipur 5* с его осмотром, а после этого в центр города. Здесь нас ждала встреча с Городским дворцом, музеем старинного оружия и старейшей астрономической обсерваторией под открытым небом – Джантар Мантар – объектами, безусловно, заслуживающими особого внимания. Так, например, в музее собрано очень много крайне интересных экземпляров старинного оружия, включая очень необычные и не стандартные образцы. Жалко, что фотографировать в нем было запрещено...

День 5. Джайпур – Абханери – Фатехпур Сикри – Агра.
После завтрака и раннего выезда через пару часов мы оказываемся в Абханери. Это маленькая деревня, буквально на окраине которой находится прекрасно сохранившийся один из самых больших ступенчатых колодцев Индии – Чанд Баори.

Очень красивое сооружение – функционально являющееся как источником воды, так и местной прачечной. В условиях жары, в местности, где нет рек – реально источник жизни для местных, даже не смотря на цвет воды.

Рядом с ним находится местный, полуразрушенный храм, колонны которого ранее были украшены искусной резьбой по камню, которую видно только когда находишься близко.

На обратном пути на скоростную (если это слово применимо к неторопливой езде в Индии) дорогу, мы посетили местную школу. Было интересно увидеть как саму школу, так и послушать о процессе получения образования в Индии от нашего гида.

Следующим на пути нашего движения был отель Laxmi Vilas Palace в городе Бхаратпур, в котором мы кормим обедом наши группы. Отель стилизован под королевский дворец, многие туристы здесь останавливаются с целью посещения заповедника птиц, который находится совсем рядом.

Осмотрев отель через 40 минут мы оказались в городе Фатехпур Сикри. Это огромный очень красивый комплекс, построенный из красного кирпича с множеством зданий с удивительной отделкой:

Мастера–резчики по камню в очередной раз заставили восхититься своими произведениями даже через несколько веков после их изготовления.

Закончился наш день заселением в отель Radisson Blu Agra Taj East Gate 5*.

День 6. Агра – Джанси – Орчха.
Переезд из Агры в Джанси у нас был на поезде. Мы специально попросили своих партнеров взять нам билеты в вагон 2-го класса, именно так мы собираемся возить наши группы.
Обычный поезд, сидячие достаточно удобные места, рассадка 2 + 2. Туалет несколько выбивается из общей картины, унитаза нет, вместо него дырка в полу. Кондиционер работал исправно, на остановках не выключался. Сам путь до Джанси занял 2,5 часа.

Из Джанси мы отправились в Орчху, это совсем рядом, в 35 км от города. Нам предстояло осмотреть отель Orchha Palace 5*, пообедать и следовать дальше.

Orchha Palace 5* это отель с хорошей зеленой территорией и большим бассейном, что для отелей Индии (за исключением ГОА) – редкость. Очень милые номера, с новой мебелью, большими хорошими ванными комнатами с душем. Здесь будем селить наши группы, нареканий на него нет.

Первым экскурсионным объектом в этом день у нас был огромный дворцовый комплекс Джахангир. Дворец Джахангир – классический образец средневековой исламской архитектуры. Внутри дворца - просторный внутренний двор, а сам дворец - это целый лабиринт из лестниц, галерей, балконов, башен и резных решеток. С верхних этажей открывается роскошный вид на город, включая многочисленные красивые храмы. Здесь нам посчастливилось увидеть живых грифов на одной из башен.

Этот дворец произвел очень сильное впечатление благодаря панорамным видам, которые открываются со всех сторон и особой магической атмосфере старинного лабиринта, и тишине… Туристов здесь почему-то намного меньше, чем в других дворцах. Удивительно, но на территории дворца есть даже небольшая гостиница (на фото справа).

И завершился наш день участием в священной церемонии Аарти в храме Рама Рагху. Это действующий храм, куда для участия в ежегодной церемонии приехало достаточно много Индусов с семьями.

День 7 Орчха – Датия – Гвалиор - Агра
После ночи и завтрака в отеле Орчха Палас, нас ждал путь в город Гвалиор на автобусе. По дороге мы немного отклонились, чтобы посмотреть на очередное чудо средневековой архитектуры Индии и ни разу не пожалели об этом. Дворец Датия был построен в 1624 году и прекрасно сохранился.

В городе Гвалиор мы сначала посмотрели отель Usha Kiran Palace 5*, принадлежащий цепочке Taj. Отель гордится тем, что в свое время в нем останавливалась Английская королева Виктория. С учетом большой ухоженной территории отеля, аккуратных больших номеров, многие из которых в единственном экземпляре, прекрасного шеф-повара – это не удивительно.

Форт Гвалиор, куда мы отправились дальше, впервые упоминается в летописях еще в 6 веке Н.Э. Он относится к одному из 5 крупнейших фортификационных сооружений Индии. Состоит из нескольких взаимосвязанных между собой построек: форта с крепостными стенами, разделенными между собой казармами для внутренней и внешней охраны, дворца для Махараджи, его министров, колодезного сооружения. Расположен на вершине скального холма в 90 метров:

Разумеется, в таком форте не может не быть храма, богато украшенного великолепной резьбой по камню:

По окончании экскурсии мы посетили еще один отель-дворец (построен в 17 веке) - Neemrana's-Deo Bagh и остановились в Radisson Blu Agra Taj East Gate 5*.

День 8 Агра.
На рассвете нас ждала основная достопримечательность, пожалуй, не только Агры, но и всей Индии – Тадж Махал. Информации по Таджу очень много, не будем повторяться. Отметим только, что лучше всего туда идти действительно к открытию, чуть ли не на рассвете. Помимо того, что это наиболее комфортно с точки зрения жары, так еще и народу очень мало. К обеду в Тадже уже бродят толпы Индусов.

Недалеко от Тадж Махал, буквально в 30 минутах езды на автобусе от него, находятся еще два очень достойных архитектурных ансамбля. Сначала мы посетили очередной форт – форт Агры и снова окунулись в атмосферу средневековой Индии с Махараджами, слонами, фортификационными сооружениями и красивой резьбой по камню.

А после этого увидели маленький Тадж Махал:

На наш взгляд – это очень достойный мавзолей. Большой Тадж поражает больше своими размерами и территорией. А маленький – посмотрите лучше сами. На берегу реки, тихий спокойный, умиротворенный, от этого даже еще более красивый, чем все виденное ранее.

День 9 Агра - Дели.
Рано утром мы выехали по скоростной дороге из Агры в Дели, что заняло у нас чуть меньше 4 часов. Вылет у нас был вечерний, поэтому мы с удовольствием посетили еще одно чудо Индии – храм Акшардам. Этот храм – новодел, построен уже в наше время, один из самых больших индуистских храмов в мире. Несмотря на то, что создан он был недавно, произвел очень сильное впечатление своим масштабом и богатейшей искусной резьбой внутри и снаружи, уходить оттуда не хотелось. Очень жаль, что внутри храма нельзя фотографировать.

Этот храм не зря приберегают напоследок, наши партнеры не любят показывать его в первые дни по приезду в Дели и это правильно! Такие впечатления перед вылетом заставляют думать, что столько всего красивого мы не посмотрели и желать вернуться в Индию с экскурсионной поездкой еще раз !

Выводы и практические советы:
- грамотно выстроенная логистика позволяет избежать длительных утомительных переездов, поэтому тур приносит удовольствие, а по его окончании нет ощущения, что вы пару недель жили в автобусе. В нашем случае самым длительным переездом был маршрут Дели-Джайпур - 5,5 часов.
- входные билеты в музеи, форты, дворцы при покупке на месте обходятся дороже чем заранее, именно поэтому в наши программы они включены изначально, чего нельзя сказать о многих других организаторах подобных туров. При сравнении цен делайте это с учетом данного факта.
- поскольку программа очень насыщенная, вечером трудно найти силы, чтобы выйдя из отеля на ужин искать качественный ресторан для иностранцев с соблюдением санитарных норм. Настоятельно рекомендуем заказывать тур как минимум на полупансионе.
- в некоторые храмы (или их центральные части) нельзя заходить в обуви. Мы снабжаем наших туристов многоразовыми качественными бахилами.
- в некоторые храмы женщинам нельзя входить с непокрытой головой. Если не хотите пользоваться предложенными на месте платками, лучше позаботиться об этом заранее. Хотя головной убор, как и другие средства защиты от солнца - вещь и так обязательная в Индии.
- очень важно: чаевые в Индии считаются обязательными. Мы рекомендуем откладывать 30-40 долл. на человека для чаевых водителю, гиду и носильщикам. Они оплачиваются один раз в конце тура.